Упражнения по ресурсу “Семья”

1

Определяемся с направлением

Ответьте на вопросы:

  • Что важное, ценное для себя я получу, усилив этот ресурс?
  • Какие навыки необходимо развить, чтоб чувствовать себя уверенно и получить это ценное?
  • Что интересного, увлекательного есть для меня в данном ресурсе?
  • Что приятное может случаться, если развить данный ресурс?
  • Какой первый шаг можно сделать, чтобы это получить?

2

Наводим порядок в эмоциях и мыслях

Выделите день и наведите порядок в доме. Даже если Вы считаете, что там уже порядок – сделайте, так называемый, “порядок следующего уровня”. Возможно, есть укромные уголки, где давно не убирали. Есть вещи, которые надо выбросить или починить. Есть шкафы и полочки, до которых не доходили руки.

Подумайте, как вы можете сделать свое пространство еще более удобным и эргономичным? Эстетически приятным и уютным, независимо от бюджета.
Почему это так важно и почему уборка и наведение красоты в доме – это не “время, потраченное зря”?
Потому что наводя порядок в доме, вы наводите порядок в своём «внутреннем Мире» – эмоциях, мыслях и даже событиях своей жизни. Психологи считают, что дом – как личная территория, которая вам принадлежит и является вашей защитой есть метафора, «аналог» нашей личности.

Один из лучших способов начать создавать внутренний баланс, приводить себя в равновесие, обретать ясность и устойчивость – это навести порядок в физическом месте, которое Вы считаете своим домом. Вычищая, убирая ненужное, перераспределяя объекты и связи между ними, добавляя полезное, привнося красоту и гармонию, вы двигаетесь в сторону внутреннего порядка.

3

Самодиагностика общего состояния ресурса “Семья”

Мы подготовили упражнение, которое поможет Вам прочувствовать и яснее увидеть, что происходит сейчас в Вашем ресурсе “Семья”. Чтобы это сделать, скачайте этот документ и следуйте инструкции.

4

Раскачиваем мотивацию. Создание картины будущего

После теста и предыдущих упражнений у Вас появилось представление о том, что конкретно Вы хотите развить и получить в этом ресурсе. Где же найти силы, чтоб начать и сделать первые шаги?
У нашей психики есть один секрет, что любые воображаемые картины она может воспринять как настоящие. Чтобы «добыть» немного сил на действия, Вы можете представить свои шаги, весь процесс и даже то, как постепенно появляется результат.

Вообразите картинку результата во всех подробностях, цветах, обстоятельствах, словах и действиях. Представляя результат, Вы можете почувствовать больше радости и уверенности в себе.

Воспользуйтесь этим чувством вдохновения и сделайте шаги, понимая, что пусть пока этого удовольствия мало, но это уже что – то! Ищите удовольствие в каждом маленьком изменении, промежуточном результате. И эта радость маленьких шагов будет «питать» Вас всё больше и больше. Если вы не предпримите никаких шагов, то энергия, взятая у воображаемого результата, будет израсходована напрасно.
Чтобы выбрать и сделать первый шаг, подумайте, что или кто может поддержать Вас в этом шаге? Какие обстоятельства Вы можете создать сами, чтоб усилить эффект? В какой, уже существующий и очень интересный для Вас процесс Вы можете включить первые шаги?

5

Контакт с ребенком

Хороший доверительный контакт с детьми начинается с уважения к границам ребенка (и к своим!). Что это означает Что вы можете сделать прямо сейчас, чтобы выстроить хорошие границы с ребенком:

  • Дайте ему больше свободы (и себе соответственно), уберите ненужный контроль. Определите минимум обязанностей, который ему следует выполнять (например, спать 7-8 часов, а не 3, чистить зубы, посещать школу, убирать в своей комнате и т.д.), затем сократите этот список до самого минимума, который обеспечивает ребенку здоровье и безопасность, и отстаивайте его, без обсуждений. Любые обсуждения позволяют ему считать, что Ваши требования можно обойти.
  • Вы думаете, что можете изменить мнение ребенка, убедив его словами. И если ранее он слушался вас только благодаря угрозам наказания и насилия, то значит на фоне вашей низкой значимости, обычная дискуссия будет восприниматься им как нечто, что выполнять не обязательно. И раз уж вы не намерены уступать, просто спокойно и уверенно требуйте тот минимум, который мы обсудили выше. При этом, позвольте ребенку делать остальное так, как он хочет. Это увеличит его уважение и доверие к вам.
  • Не нарушайте личное пространство ребенка. Не лезьте туда, куда можно не лезть и, особенно, куда просят не лезть. Не входите в его комнату без стука, не шарьте по карманам и телефону, если у вас нет об этом договоренности. Не дожидайтесь, когда он начнет вас отгонять от своих границ грубостью. Будете навязываться, раздражение и досада будут расти, а Ваша значимость для ребенка падать. Если начнете уважать его границы, вполне возможно он сам начнет предлагать вам участие в своих делах, захочет больше общаться и спрашивать совета. Не бойтесь, что, если Вы «отпустите узду», то он испортится или отдалится еще больше. Ошибочно думать, что если Вы держите ребенка на сильном контроле, то он будет всегда покорно терпеть. Здесь работает другой принцип: вежливых и уважительных зовут ближе, а наглых и неуважающих границы ребенка если и терпят сначала, то потом отдаляются или с раздражением прогоняют.

6

Авторитет у подростка

Если Вы родитель подростка, то полезно ответить себе на вопросы:

  • Уровень развития каких Ваших ресурсов сравним с уровнем родителей одноклассников Вашего ребенка?
  • Обладаете ли Вы качествами, которые он (и его друзья!) считает важными? Знаете ли Вы, какие человеческие качества Ваш ребенок считает важными? Если нет, то как узнать?

Если Вы на уровне родителей его одноклассников (пусть не в экономике, но может быть в имидже или творчестве), и если у вас есть те качества, которые он (и не столько он, сколько его референтная группа) считает объективно важными, то у Вас есть все шансы иметь высокий авторитет у своего ребенка подростка.

7

Авторитет у ребенка

Авторитет – это способ влиять на своего ребенка без насилия (наказаний, угроз, навязывания), когда он сам рад Вашему влиянию или даже сам запрашивает.

Очень важно для создания собственного авторитета у ребенка добиться, чтобы общаться с вами ребенку было интересно, чтобы ему хотелось делиться тем, что его волнует.

Что делать:

  • не обесценивать то, что он считает важным;
  • не навязывать ему что-то свое (поддакивать снизу тоже не надо);
  • вовлечь его в какую-то деятельность, где вы имеете вес;
  • искать точки пересечения между тем, что нравится ему и что умеете вы.